Четверг, 16 июля 2020 06:11

День района

Сегодня 92 года с момента основания Ставропольского района как административной единицы – срок исторически короткий, сомасштабный человеческой жизни.

Живи и процветай, земля Ставропольская!

Здесь живут трудолюбивые, талантливые, замечательные люди - главное наше богатство!

В рамках Губернского проекта "Культурное сердце России" представляем Вашему вниманию праздничное мероприятие ко Дню района.

#ставропольскийрайон #самарскаяобласть #губерния #управлениекультуры #мбук_мдк #новостикультуры #КультурноеСердцеРоссии #КультураОнлайн

В 2020 году в Ставропольском районе 3 сотрудника учреждений культуры дистанционно получили дополнительное образование в рамках реализации национального проекта "Культура".

По итогам программы сотрудникам выдали сертификаты по ряду направлений: «Практика использования музыкальных инструментов русской фольклорной традиции», (Болмосова Марина Владимировна, заведующий Подстёпкинского клуба), «Методика и приёмы театральной педагогики, этапы формирования личности актера в курсе обучения» (Михальчук Екатерина Владимировна, режиссер НТК "Лестница" Ягодинского Дома культуры), «Акустические основы звукорежиссуры»( Испирян Хачатур Вагинакович, звукорежиссер Межпоселенческого Дома культуры).

Повысить квалификацию специалистам помогали представители федерального центра непрерывного образования Кемеровского государственного института культуры.

#НациональныйпроектКультура #ставропольскийрайон #самарскаяобласть #губерния #управлениекультуры #мбук_мдк #новостикультуры #КультурноеСердцеРоссии #КультураОнлайн 

В нашем регионе живут представители разных национальностей. Мы ходим по одним улицам, посещаем одни и те же учреждения, ежедневно общаемся и работаем вместе, но, по сути, знаем друг о друге очень мало. Кто же они, наши соседи?

Армяне – один из древнейших народов земли, его история насчитывает около трех тысячелетий. Они первыми в мире, еще в 301 году, приняли христианство в качестве государственной религии.

Семья – основа

Армянский народ радуется пополнению в семье. Даже совершенно чужие дети, считаются братьями и сестрами. Женщина так же должна относиться к детям деверя как к своим, даже лучше, тем самым она показывает уважение и любовь к своему мужу и его семье.

Домашним хозяйством ведает женщина, которая старше в семье. В армянской семье авторитет женщины в домашнем хозяйстве цениться выше авторитета мужчины. Для всех потомков слово старших женщин – закон, их уважают и ценят, с ними советуются. Почтительное отношение детей к родителям передается из поколения в поколение, и учат этому не словами - личным примером. А старшие щедро делятся своей мудростью и знаниями. Когда мужчина переступает порог дома, то он должен во всем подчиняться порядку, которая установила старшая женщина в доме. Если в дом вошел пожилой человек, то молодые люди непременно должны встать и сесть только тогда, когда старший в доме скажет. При старших некультурно громко разговаривать, и, как правило, не курят.

Лаваш вместо других хлебов

Объясняя, почему тонкий лаваш обязательно должен быть всегда на столе, рассказывают легенду. В давней Армении жил царь по имени Арам. И однажды так случилось, что он попал в плен к ассирийскому царю Носору, который поставил условие: «Ты десять дней проведешь без хлеба, голодным, а на одиннадцатый день будешь состязаться со мной в стрельбе из лука. Если победишь, то отпущу, вернешься к своему народу с подарками, достойными царя». На следующий день царь Арам попросил принести из армянской армии его самый красивый панцирь. Армяне привезли ему панцирь. Никто не мог предположить, что в броне был спрятан тонкий хлеб. Царь Арам взял панцирь, а после заявил, что этот не самый красивый. И снова отправились гонцы в путь и принесли новый, но и он не понравился царю. Так они в течение десяти дней приносили ему лаваш, причем сами не знали, что он спрятан в панцире. На одиннадцатый день царь Носор и Арам вышли на стрельбище. Носор был уверен, что Арам потерял дух и силу, а главное, меткость глаза. Но случилось чудо! Царь Арам стал победителем в этом состязании и с честью возвратился в свою страну. Возвратившись, царь велел, чтобы в Армении всегда пекли лаваш вместо других хлебов.

С тех пор прошло много лет, ни одна трапеза в армянских семьях не обходится без лаваша. Недаром выражения кушать, обедать, завтракать, ужинать в армянском языке заменяет одно – «есть хлеб».

Среди национальных блюд, которые украшают праздничные столы - хаш (наваристый суп из говядины, похожий на теплый холодец), сладкий плов с курагой и изюмом, пахлава. Есть супы с кисломолочно-яичной основой, молочный суп катнапур и раздельно приготовляемые бозбаши, и сложные виды лапши. В рационе армян отдельное место занимают сыры. Их здесь множество - с разными травами, чесноком и еще с массой начинок. К самым простым и древним блюдам из мяса относятся знаменитый хоравац – шашлык с запеченными на костре овощами, толма (голубцы), люля-кебаб, колбаса суджух, вяленная на солнце, пастынеры, мясные кчучи, а также блюда из целой домашней птицы и рыбные блюда. Большое значение армяне придают использованию овощей и фруктов. Как и всюду в Закавказье, их употребляют сырыми, сушеными, квашеными и маринованными, помимо этого они служат обязательными компонентами при приготовлении супов и вторых блюд. Самые известные мучные сладости – это кята и назук - своеобразные многослойные пироги с начинкой. Каждый слой пропитывается топленым маслом и сахаром, поэтому у кяты и назука такое тающее тесто и нежнейший вкус.

В Армении высоко ценится культура потребления традиционных напитков. Из армянских безалкогольных напитков наиболее известны местные минеральные воды Джермука, а также мацун – аналог кефира. После обильной трапезы армяне предпочитают пить «сурч», то есть кофе. Самый популярный национальный алкогольный напиток - коньяк из отборных сортов винограда, произрастающих в Араратской долине.

Традиционно армяне готовили пищу на огне. Глиняная печь-очаг стала называться тонир и сохраняет это название по сей день. Посуду армяне тоже использовали глиняную. В тонире выпекают хлеб, варят каши, коптят рыбу и птицу, запекают овощи, готовят супы и другие блюда. Кстати, в дальнейшем тонир перекочевал ко всем народам Закавказья, став неотъемлемой частью национальной кулинарии. Технологии приготовления армянских блюд довольно сложна. Сложность составляет трудоемкий процесс приготовления множества мясных, рыбных и овощных блюд, построенных на фаршировании, взбивании, приготовлении пюре и суфлеобразных масс, требующих больших затрат времени и труда. Тепловая обработка блюд тоже трудоемка. Одно и то же блюдо или пищевое сырье, например мясо, может быть подвергнуто и обжариванию, и отвариванию, и тушению в тонире, отчего многие блюда армянской кухни просто тают во рту.

Особенность армянской кухни – огромное количество зелени и специй в приготовлении блюд. Используют 300 видов дикорастущих трав и цветов, которые употребляются в качестве приправ: перец, кинза, пажитник, черный перец, мята, эстрагон, базилик, чабрец и, конечно чеснок и лук, а для кондитерских изделий - корица, кардамон, гвоздика, шафран и ваниль.

Свадьба и первый зуб

Свадебные традиции позволяют раскрыть многие семейные традиции, на которых затем строится семья. По сей день сохраняется обряд одевания невесты. Во время предсвадебного пира в доме невесты, приезжает сваха (на арм. «каворкин»), которую сопровождают близкие родственники жениха, несущие платье и фату для невесты. Одевают невесту в соседней комнате, после выводят к гостям. Через некоторое время, гости поднимаются и в сопровождении живой музыки отправляются в дом жениха. Здесь свадьбу играют до самого утра. Все свадьбы очень пышные, веселые, хлебосольные, с большим количеством гостей, блюд и живой музыкой. А все невесты проходят необходимые этапы на пути к семейной жизни: знакомство с родителями жениха, сватовство, обручение и, конечно, свадьба. Всё по традиции. Бросив букет, невеста передает незамужним девушкам и неженатым юношам «таросики» – небольшие красивые сувениры (корзиночки, мешочки, коробочки с конфетами и драже), делясь частичкой своего счастья. А невесту одаривают корзинами с подарками, золотыми украшениями, переодевают в новую одежду, подаренную женихом, а все старые вещи и привычки, перешагнув порог его дома, молодая жена должна была оставить в прошлом и подчиниться правилам новой семьи.

Конечно, с годами многие обычаи осовременились, стали более мягкими и демократичными, и все же традиционные представления о семейной гармонии армян сохраняются: главой семьи является мужчина, и хотя муж и жена практически равноправны, его слово во всех вопросах решающее, а особым уважением, как уже упоминалось, пользуются пожилые члены семьи.

Если говорить о повседневных обычаях армян, у них много общего с русскими, но есть и свои нюансы. Например, когда у ребенка прорезается первый зубик, всех родных и близких также принято созывать на «зубок» (атамхатик) и одаривать малыша и маму. А еще нужно обязательно приготовить кашу из фасоли и гороха и посыпать ею головку ребенка, чтобы остальные зубки росли безболезненно и были крепкими и здоровыми. Впрочем, сейчас голову малыша прикрывают тканью или зонтом, стараясь не испачкать маленького виновника торжества.

Рождество Христово

Самым главным праздником у армян считается Рождество. Поэтому в армянских семьях соблюдаются религиозные семейные традиции. 5 января в домах готовится рождественский обед. На стол подают такие блюда, как постный плов с изюмом, курагой, рыба и шпинат. День накануне Рождества Христова называется «чрагалуйц». По древней традиции, в этот день зажигают все свечи в храмах. Утром, все верующие, со своими семьями идут на литургию и на причащение Святых Тайн. Сам праздник завершается освящением воды. В купель наливается вода и освящается животворящим святым Крестом и святым Миром. Настоятель храма выбирает любого из прихожан крестного. А после освящения воды, крестный принимает святой крест из рук священника и уносит его к себе домой. Всем прихожанам раздается освященная вода. Через 40 дней крестный, который забрал крест, приносит его в храм. Рождество Христово в Армении считается семейным праздником, а потому и вся семья собирается после обряда за праздничным столом. После этого, по традиции, старшие дети идут навещать своих родителей, младшие идут к старшим, благовествуя им Рождество Господне.

В Армении есть свой национальный женский праздник – День материнства и красоты. Тогда-то и чествуют всех представительниц прекрасной половины рода вне зависимости от возраста. Отмечается он 7 апреля и имеет давнюю историю и христианские корни, поскольку приходится на одну из особо почитаемых церковных дат – Благовещение Пресвятой Богородицы.

День влюбленных они празднуют не 14-го, а 13 февраля – в день Святого Саркиса, но точно также обмениваются подарками и признаниями. А вот обычай печь в этот день соленое печенье ахалибт и оставлять его на ночь под подушкой, чтобы увидеть во сне суженого или суженую, сейчас уже мало кто из молодежи практикует, да и молодожены давно не прыгают через костер в конце зимы (древний армянский праздник Трндез), чтобы очиститься от негатива.

Со временем обряды адаптируются к новым условиям, особенно если человек живет не среди соплеменников. Лишь что-то исконно свое остается неизменным, уникальным и передается из поколения в поколение.

Армянский национальный костюм

Армянский национальный костюм (тараз) отражение менталитета армянского народа. Он не только выражал самобытность армян, но и был одним из факторов сохранения идентичности нации. Тараз имеет многовековую историю, он также богат и разнообразен, как и язык. В целом, по покрою, общему силуэту, цветовой гамме, способам и технике декорирования прослеживаются два основных комплекса: восточно-армянский и западно-армянский․ В костюме хорошо выражены социальные, обрядово-ритуальные, половые, возрастные и даже профессиональные различия. Именно поэтому, люди по костюму могли с первого взгляда определить принадлежность его носителя к тому или иному слою общества.

Армянский мужской тараз

Мужской национальный костюм состоял из двух основных частей: верхней плечевой (рубашка, жилет, шуба) и нижней (штаны, шальвары). Воротник рубашки, в основном, украшали вышивкой. Одежду шили из хлопчатой ткани, западные армяне использовали также козью шерсть. Традиционной одеждой считался черкеси, который носили поверх рубашки и жилета. Было неприемлемо показываться в общественных местах без черкеси даже в жаркую погоду. Самыми распространенными головными уборами были разнообразные шапки, которые изготовлялись из овечьей шерсти. Костюмы мужчин в Западной и Восточной Армении также отличались. В восточных провинциях был популярен кавказский стиль тараза, который состоял из нижней одежды, короткой верхней одежды и чухи. Зимой носили свободную шубу без пояса и шапку из бараньей или овечьей шерсти. А тараз западных армян состоял из штанов с элементами вышивки, короткой безрукавки, рубашки и короткой верхней одежды. Рукава рубашки украшали вышивкой. Носили шерстяные пояса и белые конусовидные шапки.

Женский национальный костюм

Женский костюм выглядел довольно-таки разнообразно: платья, жилеты, безрукавки. Платья шили из сатина, шелка, бархата. Женская одежда украшалась вышивкой, а представительницы высших слоев общества украшали свои наряды золотыми и серебряными нитями. Важную роль играли также украшения. Золотые изделия хранили бережно и передавали из поколения в поколение.

Жительницы восточных областей Армении под длинной красной сорочкой носили длинные красные штаны, нижние части которых были сшиты из более дорогой ткани. Одежда жительниц Западной Армении выглядела примерно так же, хотя были небольшие отличия (сорочка была белой, использовалась вышивка, обязательно присутствовал передник). Из украшений носили ожерелья и серебряные браслеты. Типичная для женского национального костюма вышитая ткань помимо эстетической функции выполняла также другую, пожалуй, даже более важную, ритуальную и защитную функцию. Этим вышивкам приписывали магическую силу и верили, что женщины, носящие их, защищены от злого и вредного воздействия. Эта идея была заложена и в женский головной убор. Считалось, что он способен защитить женщину даже от удара в затылок.

Комплекс тараза, головной убор средневековой женщины в отличие от древнего национального костюма, был проще и состоял из налобника, украшенного цветами. В качестве покрывал на голову использовались вуали, которые мы встречаем также в таразе урартского периода. Во время позднего средневековья армянский тараз подвергался влиянию турецких, татарских и курдских завоевателей. В ряде регионов тараз сохранялся вплоть до конца XIX начала XX веков. Затем армянский национальный костюм начал уступать место европейской одежде и перестал использоваться в обыденной жизни. Безусловно, таразы Западной и Восточной Армении отличались друг от друга. Национальная одежда западных армянок отличалась роскошью, была богата золотой и серебряной вышивкой. И во всех западных провинциях передник был обязательной составляющей женского платья. Его привязывали к талии или груди.

К комплексу тараза Западной Армении относятся костюмы Васпуракана, Карина, Сасуна, а также таразы армяно-населенных частей Киликии и Малого Айка. Последние выделяются узорами растений и геометрических фигур, которые присутствовали на одежде, как мужчин, так и женщин. Они носили также ювелирные украшения, которые придавали таразу завершенный вид. Особую группу украшений составляли предметы ритуального значения: украшения от сглаза, талисманы и кресты. Они предназначались для лечения болезней и их использование сопровождалось магическими, ритуальными причитаниями.

Носки и обувь были важной частью национального костюма и также защищали от холода. И женщины, и мужчины носили кожаные остроконечные туфли, которые назывались трехами.

Сделать национальный костюм популярным и рассказать о его значении – главная задача армянских модельеров. Немногие знают, что в старину незамужние армянки носили накладные волосы, а после свадьбы надевали головной убор. Девицы также носили пояса, а замужние женщины – фартуки. Девушка, выходя замуж, прикрывала голову древом жизни. Края платка были обшиты бусинами. Каждая замужняя женщина вышивала себе фартук. Естественно, у нее было свое отношение к этому изделию. В него вкладывали свою энергетику, свое понимание.

Считается, что искусные узоры на платьях – дело рук мужчин. В старину только они могли вышивать золотом и серебром. Ювелиры делали и украшения, без которых невозможно представить армянский тараз. Серебряные пояса, ожерелья, браслеты – каждый аксессуар не только подчеркивал вкус хозяйки, но и рассказывал о ее социальном положении. Например, по монетам на головном уборе женщины судили о достатке ее мужа. Надевали серебряные украшения только замужние красавицы. Девицы носили цветочные ободки – барты. Они символизировали венок Богородицы. В музеях можно увидеть и мужские головные уборы – шапки и папахи. Костюм армянского мужчины скромнее, чем женский. Его главная задача – показать силу владельца.

Сегодня в таразах выступают фольклорные танцевальные коллективы. Хотя в последнее время современные модницы не прочь пощеголять в национальной одежде. И в повседневном одеянии можно использовать элементы тараза. Например, нагрудник отлично сочетается с классической рубашкой, есть и пояса с вышивкой, а головной убор - тасак – выглядит ярко и современно.

Обычаи, традиции, особенности жизненного уклада семейного быта других народов, всегда были и будут интересны и поучительны. В них-то и отражается история нашего народа.

 

Автор: Наталья Фёдорова 

Вторник, 23 июня 2020 09:10

Победа в сердце каждого живет

Ярким солнцем, голубым небом и цветами встретила вчера Русская Борковка гостей торжества, посвященного Параду Победы 1945 года и памяти земляков – участников того знаменательного события.

Нет, недаром это торжественное мероприятие называлось «Победа в сердце каждого живет». Около сельской школы, где оно проходило, собрались представители нескольких поколений сельчан, начиная с ребят-юнармейцев в парадной форме, заканчивая седыми ветеранами с медалями и орденами на груди.

Среди участников легендарного Парада Победы, состоявшегося в 1945 году в Москве на Красной площади, были и наши земляки-ставропольчане: Николай Николаевич Кумарин из поселка Приморский, Андрей Андреевич Климачёв из Новой Бинарадки, Иван Тимофеевич Завидов из Кирилловки, Сергей Васильевич Степнов из Мусорки. В самой Русской Борковке особо чтут память своих земляков – участников того памятного парада: Героя Советского Союза Дмитрия Николаевича Голосова и Александра Федоровича Дроботова. Супруга последнего, Анна Степановна, сама ветеран войны, вместе с дочерью присутствовала на мероприятии в качестве почетного гостя.

– В этот день мы отдаем дань глубокой признательности и уважения фронтовикам, труженикам тыла, вдовам и детям войны. Всем тем, кто день и ночь приближал победу, – выступил с торжественной речью глава Ставропольского района Владимир Медведев. – Около 9000 ставропольчан ушли на фронт, из них более 3000 погибли. 15 наших земляков получили звание Героя Советского Союза. Память о всенародном подвиге навсегда останется в наших сердцах... Все значимые для каждого из нас исторические факты вошли в книгу «Летопись земли Ставропольской». Материалы для книги собирал огромный авторский коллектив – это наши сельские библиотекари, ветераны труда, общественники, журналисты, работники районной администрации, сельских домов культуры и межпоселенческой библиотеки. Символично, что издание выпущено в свет именно в год 75-летия Победы.

Владимир Михайлович вручил книгу «Летопись земли Ставропольской» ветеранам и почетным гостям торжества.

– 22 июня, в День памяти и скорби, мы отдаем дань уважения советским солдатам, защитившим нашу великую Родину и весь мир от фашизма. Мы не допустим переписывания истории, сохраним память о Великой Победе, – отметила в своем выступлении первый заместитель председателя Самарской губернской думы Екатерина Кузьмичева. – Хочу поблагодарить ветеранов войны, тружеников тыла – всех, кто внес свою лепту в нашу победу. Спасибо тем, кто сегодня через общественные организации и музейную деятельность продолжает хранить память о поколении победителей.

– С исторического Дня Победы прошло 75 лет. Важно, чтобы память о нем сохранилась у наших детей и внуков, – дополнил коллегу депутат Самарской губернской думы Денис Волков. – Русская Борковка сильна своими традициями. Это село – родина двух участников исторического Парада Победы на Красной площади. На протяжении многих лет сельчане вместе со школьниками ухаживают за могилами ветеранов, проводят акции и памятные мероприятия.

Ребята из театра «Лестница» инсценировали отрывок из поэмы Александра Твардовского, Татьяна Романова (тимофеевский ДК) и Людмила Перехоженцева (ДК Хрящевки) очень проникновенно спели песни на военную тему. Победа в Великой Отечественной войне, 75-летие которой мы отмечаем в этом году, объединяет нас, россиян, в желании хранить память о воинском подвиге наших отцов и дедов.

А еще в наших селах (и в частности, в Русской Борковке) были отреставрированы памятники воинам – участникам Великой Отечественной войны, высажены аллеи памяти, оформлены стенды, проведены десятки мероприятий, большинство из которых прошло в режиме онлайн.

Торжество завершилось возложением цветов к обновленному памятнику Герою Советского Союза Дмитрию Голосову и к памятнику фронтовикам-борковцам. Вечная слава нашим героям!

Олеся Ангелина

Пятница, 19 июня 2020 07:15

Международный день прогулок

19 июня отмечают Международный день прогулок.Это весьма необычный праздник и весьма актуальный для людей, живущих в бешеном ритме современного мира.Статистика с уверенностью показывает, что систематический стресс и депрессия стали уже устойчивой характеристикой нервной системы жителей города. Не желая сбавить темп жизни и пересмотреть приоритеты, многие стремятся решить эти проблемы при помощи медикаментов.
К счастью, в последние годы популярность набирает увлечение спортом и стремление к здоровому образу жизни. Одним из эффективных способов борьбы со стрессом, как это ни странно, является обычная пешая прогулка по парку или лесу, выезд на природу. Именно желание подчеркнуть важность и доступность этого простого способа отвлечься хотя бы ненадолго от проблем и суеты подтолкнула инициаторов и активистов отмечать ежегодно Международный день прогулки. Причем именно в июне, когда уже преобладает тёплая солнечная погода, способствующая прогулкам на свежем воздухе.
Мы приглашаем Вас прогуляться на гору Стрельную.
Как известно главной природной достопримечательностью Самарской области является национальный парк Самарская Лука, а главной достопримечательностью самой Самарской Луки является гора Стрельная, самая высокая из доступных обычному туристу точек Жигулевских гор. Высота горы Стрельная по разным источникам составляет 351 метр, в то время как самой высокой точной Жигулей является гора Наблюдатель, ее высшая точка находится на высоте 375 метр над уровнем моря. Весной 2012 года в рамках развития туризма Самарской области состоялось открытие туристического маршрута на горе Стрельная. Теперь полюбоваться панорамой реки Волги может любой желающий будь то ребенок или пенсионер.
С вершины Стрельной, увенчанной массивным камнем (шиханом), открывается впечатляющая панорама на близлежащие окрестности. Великолепно просматривается остров Шалыга-Середыш, западная часть Главного Жигулевского хребта и горы Большая Бахилова, зеркало Жигулевского моря и Тольятти. Восточнее вершины находится узкая скала, напоминающая мост, именуемым Чертовым.
Туристы особенно любят подниматься на Стрельную на рассвете или закате. Именно в это время краски наиболее ярко играют на склонах гор, заросших деревьями и кустарниками. Живописный вид дарит поэтам и художникам вдохновение, а остальным гостям – возможность забыть на некоторое время «каменные джунгли» и полностью погрузиться в созерцание природного великолепия.
Недавно на Стрельной сделали смотровую площадку. Теперь она доступна и для людей с ограниченными возможностями здоровья. На всем пути к вершине расположены информационные аншлаги для удобства туристов.Маршрут «Гора Стрельная» — это увлекательное путешествие, а также возможность полюбоваться красотой заповедных Жигулей, почувствовать единение с природой, не нарушая ее гармонии.
Зеленые Жигули, окруженные Волгой, привлекают жителей мегаполисов потому, что здесь можно отдохнуть от городского шума и суеты, подышать свежим воздухом, осуществить полноценную эмоциональную «перезагрузку».

Четверг, 18 июня 2020 08:10

Маленькие звёздочки

В рамках проекта "Культурное сердце России" вспоминаем самый любимый муниципальный фестиваль детского творчества "Маленькие звездочки".

С момента, когда стартовал фестиваль прошло немало лет. Уже участники прошлых лет выросли, вступили в серьёзную взрослую жизнь. И так приятно знать, что для некоторых из них наш фестиваль стал важной ступенькой в творческой жизни.

ССЫЛКА НА ВИДЕО: 

.https://vk.com/kultura63?w=wall-120775520_4707

 


#ставропольскийрайон #самарскаяобласть #губерния #управлениекультуры #мбук_мдк #новостикультуры #КультурноеСердцеРоссии #КультураОнлайн

Мордва проживает в Приволжском и Центральном федеральных округах. Большая часть мордвы расселена в Пензенской, Нижегородской, Рязанской, Тамбовской, Самарской и Московской областях. В состав мордовского народа входят два субэтноса – эрзя и мокша, в свою очередь, у эрзя выделяют такие этнографические группы как шокша и терюхане, а у мокша – каратаи.

Верования, язык и одежда эрзян и мокшан Этническая двойственность мордовского народа проявляется, прежде всего, в наличии у каждого субэтноса собственного литературного языка и в антропологических различиях считается, что у эрзян во внешности преобладают европеоидные черты, а у мокшан – азиатские. Впрочем, на данный момент это разделение довольно условно: кареглазые люди довольно часто идентифицируют себя как эрзяне, а светлокожие – как мокшане.

Различаются субэтносы и по особенностям традиционного национального костюма. Так, у мокшанок было принято носить широкие штаны и рубашку с поясом. Эрзянки же облачались в рубашку до пят, поверх которой надевали своеобразный кафтан - "шушпан". Головы эрзянок покрывали родственные русским головным уборам сороки с круглыми кокошниками, в то время как мокшанки предпочитали специфические платки или шали, внешне похожие на черемисскую чалму. Кстати, в Мордовской республике в последние годы активно пытаются популяризировать народную одежду: национальные костюмы надевают на важные мероприятия, как регионального, так и общероссийского и международного уровня.

Российские лингвисты и историки считают, что когда-то существовал единый мордовский праязык, из которого позднее выделились эрзянский и мокшанский. У эрзян заметно преобладание заимствований из русского языка, а у мокшан – из различных языков тюркской группы. При этом, у обоих языков нет "чистого" литературного звучания, поскольку они распадаются на множество специфических, перемешанных друг с другом диалектов и говоров, характерных для того или иного региона традиционного проживания.

Большая часть мордвы - православные, реже - молокане, лютеране и старообрядцы. Несмотря на это, как и у других народов центральной и южной частей России, культурно-праздничные и бытовые обычаи мордвы тесно связаны с языческими традициями, уходящими корнями в глубокую старину.

Весёлые мордовские праздники Обрядово-праздничный цикл всегда начинался зимней порой. По мнению некоторых учёных, задолго до крещения у мордвы появился праздник "роштовань кудо". К этому дню строился или снимался специальный дом, где молодёжь устраивала игры, пляски, а также занималась "магическими" обрядами, большая часть из которых носила весьма фривольный характер.

А на Новый год дохристианские предки мордвы раскладывали ритуальную пищу и молились языческим божествам, прося их одарить в новом году богатым урожаем и богатырским здоровьем.

С приходом христианства обычаи приняли существенно более целомудренный, но не менее веселый характер. Словом "калядань-чи" мордва называет рождественский сочельник (в переводе на русский - день коляды). Этот день ассоциировался и у эрзя, и у мокша с нарождением солнца после долгой зимы и сулил рачительным хозяевам благополучие. Во время празднования "калядань-чи" дети с весёлыми песнями ходили по домам деревенских жителей, которые угощали их специальными пирожками, называвшимися у эрзян "калядань прякат", а у мокшан – "пярякат".

На масленицу молодые люди катали понравившихся им девушек на салазках, перешучиваясь и закидывая их снежками. Обязательным угощением в эти дни были, естественно, блины, причем не только пшеничные, но и пшённые, и ячменные.

В весенних праздниках мордвы древние языческие мотивы также тесно переплетаются с христианскими. В день Пасхи люди и сейчас, несмотря на протесты духовенства, традиционно вспоминают умерших родственников, символически прося у них счастья и успеха.

Осень эрзян и мокшан знаменовалась обрядами, посвящёнными окончанию уборочных работ в полях, сбору злаков и фруктов: в древности в начале "золотой поры" люди молились и поклонялись богам плодородия, а в особенности Нороваве. Местом обитания этой могущественной богини мордва считала межу. Чтобы умилостивить Нороваву, обязательно оставляли несжатые полосы ржи и пшеницы, приносили хлеб с солью.

Чуть позже, в октябре месяце, справляли Покров день, который считался сугубо женским праздником. На Покров совершали специфический обряд "покров баба": наряженные в нелепые одежды мордовки ходили по домам, пели песни, танцевали с метлой и веником, тем самым символически выгоняя "домашних вредителей" - сверчков и тараканов. За это хозяева угощали заботливых соседок пирогами.

Издалека слышны мордовские песни, потому что они всегда громко поются, даже печальные. Большинство песен народ сложил давным-давно. Жизнь у мордовского народа была очень тяжелой. Трудолюбивые мокшане и эрзяне жили на берегах больших рек — Суры и Мокши. Вырубали лес, на той земле распахивали поля, сеяли хлеб. Но не всегда им удавалось собрать свой урожай. Набегали враги, сжигали все поля, а людей брали в плен.

Мордовская танцевальная культура
Заимствуя некоторые характерные особенности национальной пластики соседних народов, мордовский народ тем не менее оставался верен своим строгим манерам: сдержанная, твёрдая, определенная поступь в танце; положение рук, принимающих три или четыре статичных движения; положение головы — гордо поднятая; осанка прямой спины. Если, к примеру, в русском танце есть присядка, любой притоп идет с наклоном корпуса, то в мордовском наоборот — существует лишь полуприсядка и прямой корпус. Скромность девушки не в склоненной голове и застенчиво опущенных глазах, как в русском танце, а во внутренней собранности. Она смотрит прямо, взгляд ее строг, ни тени жеманства, либо пустого кокетства, при этом девушка не заигрывает с юношей, а демонстрирует свою уверенность и твердость. Черты характера мордвы — бескомпромиссность, доходящая до щепетильности, настойчивость и упорство — передаются в национальном танце: ничего лишнего, все графично, четко и определенно. Юноша не ведет девушку в танце за руку, как в русском, а наоборот, сопровождает ее рядом. Два гордых, два достойных один другого. Мордовский танец наивен и прост, но этим-то по-своему красив.

Мордовские блюда

Рыба — самый значимый продукт мордовской кухни. Рыбные блюда в мордовской кухне готовятся с использованием самых разных кулинарных техник. Рыбу здесь варят, вялят, сушат, солят, квасят, коптят, замораживают и даже подают в сыром виде. В качестве ингредиентов для приготовления пищи использовали печень рыб, икру, молоку и рыбий жир. Шурьба или штюрьба — мордовская уха из речной рыбы, обычно готовят с большим количеством лука. Калонь салведь — мордовская окрошка с вареной рыбой, готовится на хлебном квасе.

Еще одной особенностью мордовской кухни является сочетание в одном блюде различных видов мяса. То есть здесь блюдо может состоять из мяса птицы и рыбы, или из мяса животных и рыбы, а есть и такие блюда, где встречаются все три компонента.

Овтонь лапат — национальное мордовское блюдо, которое можно отведать в любом национальном мордовском заведении.

Кши — подовый хлеб, наиболее популярный вид хлеба в мордовской кухне.

Пачат — традиционные мордовские блины.

Цеманат — эрзянские вареники со свиным салом в качестве начинки.

Прякинеть — мордовские вареники с субпродуктами, подаются обычно в горячем виде со сливочным маслом.

Нумолонь пряча — традиционные мордовские вареники с рубленой зайчатиной.

Селянка — традиционное мордовское сытное блюдо из нескольких видов мяса и субпродуктов

Лапшевник — мордовская запеканка из лапши, залитой смесью яиц, молока и сливочного масла.

Шонгарям — пшенная каша на молоке.

Пъяньти — кусочки говядины, тушенные в сметанном соусе.

Пуштазь алт — мордовский способ приготовления яиц, при котором вымытые сырые яйца запекают в печи или духовке в течение 15-20 минут.

Панжакай или кургоня – традиционные мордовские ватрушки с начинкой из толченой картошки с творогом.

Салма – мордовское блюдо, напоминающее клецки.

Валдо якстере вий — мордовский салат из свеклы с кусочками сыра, заправленный подсолнечным маслом.

Топонь оришкат — маленькие сладкие творожные шарики, обжаренные во фритюре. Любимое детское лакомство из мордовской кухни.

Груди молодушки —сладкие булочки с творогом, похожие на ватрушки.

Ржаной квас — любимый напиток в мордовской кухне. Готовится из ржаных сухарей и ржаной муки с дрожжами и сахаром.

Арям — охлаждающий напиток из кислого молока, разбавленного холодной водой.

Чапамо ловса (или шапама ловца) — очень густой напиток из топленого молока. Подают обычно с сахаром, ягодами или фруктами.

Поза — слабоалкогольный напиток из сахарной свеклы с добавлением ржаной муки, солода, хмеля, дрожжевой закваски и воды. Раньше поза считался ритуальным напитком.

Пуре — мордовский слабоалкогольный напиток из меда с пергой, похожий на пиво или вино. В старину считался ритуальным напитком.

Наталья Фёдорова

Еще нет своего аккаунта? Регистрация!

Войдите в свой аккаунт